СОЛНЕЧНЫЕ ОРНАМЕНТЫ ТРИПОЛЬЯ

Надо же было прожить в Канаде почти 15 лет, чтобы влюбиться здесь, на украинской выставке в Королевском музее Онтарио (ROM), в Трипольскую керамику.






  
   Трипольская культура, которая существовала на территории Украины 60 веков тому назад, была открыта известным киевским археологом Викентием Хвойкой в 1893 году, и изучается с тех пор, вот уже более 100 лет, не оставляя равнодушным ни одного из исследователей. Эта яркая, древнейшая в человеческой цивилизации культура стала в последние годы популярной темой для обсуждения, а её художественные образы - предметом для подражания в изобразительном искусстве. Почему? Наверное, потому, что эта первобытная культура несёт в себе что-то такое, что мы утратили за эти разделяющие нас тысячелетия, и чего нам явно не хватает. Древние люди, в том числе и трипольцы, видели не то и не так, как мы. Они больше зависели от природы, чувствовали её иначе и воспринимали более целостно, чем мы в наш просвещённый век. Мы же, проникая всё глубже в суть явлений с помощью наших высоких технологий, дробим это целое на всё более мелкие части, пока, как говорят, за деревьями становится леса не видно. Вспомним, однако, как были открыты законы движения планет Кеплера, не в древние, а уже в новые времена - чисто эмпирически, путём наблюдений за звёздным небом.
   Какое небо видели трипольцы, может вообразить лишь тот, кто побывал однажды звёздной ночью в бескрайней степи. Нам посчастливилось. Это абсолютно чёрная бездна с мириадами уходящих в бесконечность звёзд. Эту бездну с динамикой вращения галактик древним жителям планеты удалось выразить в рисунках их самобытной керамики. Если не все, то во всяком случае многие считают характер творчества трипольцев космологическим. Говорят, что горшечников в Триполье почитали так же, как знахарей и шаманов - носителей знаний и хранителей тайн космической и земной жизни.
   Живя в согласии с природой, по законам неба и земли, они не могли не замечать, множество периодических процессов, которые происходят не только в космосе, но и на земле. Смена дня и ночи, времён года, весенние и осенние солнцестояния - всё это нашло отражение в спиралевидных орнаментах трипольских художников. Не вдаваясь в символику отдельных элементов рисунка, хочется отметить их высокую гармонию в целом. На них приятно смотреть, они чаруют и завораживают, как источник света. С ними приятно работать - копировать на бумагу, наносить на керамику. Ощущение такое, что получаешь при этом заряд какой-то энергии; удовольствие, которое хочется продлить.
   Природа динамична, в ней нет ничего застывшего и плоского, и мы, как часть её, тоже несём в себе массу колебаний разной частоты, начиная с самых очевидных - дыхательных движений, и кончая не видимыми без специальной аппаратуры процессами в отдельных клетках, где возбуждение каждой из них сменяется подавлением активности, а за её торможением снова следует возбуждение. Размышляя умозрительно, или, как говорят учёные, спекулируя, можно прийти к суждению, что, возможно, именно поэтому всё, что рождается творческим гением человека - математика, поэзия, музыка, архитектура, - тоже несут в себе определённые ритмы? Какие-то ритмы и пропорции в искусстве мы воспринимаем как особенно приятные, какие-то нет. Возможно, секрет трипольских орнаментов, то эстетическое удовольствие, которое получаешь, глядя на них, и состоит в том, что мы подсознательно реагируем на заложенный в них ритм вселенной и радуемся обретённой с нею близости.
   Древняя восточно-европейская культура, называемая в Украине Трипольской по имени села Триполье под Киевом, где она была впервые идентифицирована, имела достаточно большую протяжённость - от Правобережья Днепра до Днестра и далее до Дуная, занимая восточную часть современной Румынии. Она же известна как культура Кукутени от одноимённого названия села в Румынии, где её десятью годами раньше обнаружила другая группа археологов; иногда используется также двойное название: Кукутень-Трипольская культура.
   Говоря об основных чертах Трипольской культуры в целом, хочется, прежде всего, отметить место, которое она занимает среди других древних цивилизаций.

  

  
   Шкала времени на рисунке наглядно показывет, что Трипольская культура предвосхитила появление Египетского царства с его фараонами и пирамидами (около 2560 г. до н.э.), но зародилась уже после того, как в долине реки Иордан был построен первый в мире город Иерихон (около 9000 г. до н.э.). Самые древние находки, относящиеся к Трипольской культуре, датированы 5400 годом до н.э., а её закат в 2700 году до н.э. совпал с расцветом на севере нынешнего Ирака знаменитой Шумерской цивилизации - родины письменности.
   Гончарное искусство трипольцев, с которого мы начали свой рассказ, по качеству занимало в ту эпоху одно из первых мест. Трипольцы, безусловно, добились совершенства в искусстве росписи своей керамики. Но гончарное производство само по себе не является уникальным явлением доисторического мира. Хотя в древнем Иерихоне ещё пользовались посудой, выдолбленной из камня, гончарные изделия уже были найдены в Европе 7-го тысячелетия до н.э., а с изобретением гончарного круга около 4000 лет до н.э. они встречаются почти у всех народов Евразии и Африки.
   Греческие философы говорят, что цивилизация начинается там, где появляется земледелие. Трипольцы были одними из первых землепашцев планеты, но не единственными, поскольку земледелием занимались и древние иерихонцы, и шумеры на своих землях. Сельское хозяйство трипольцев достигло достаточно высокого уровня развития. Они выращивали пшеницу, а также другие злаки и бобы, разводили крупный и мелкий рогатый скот. Считают, что расцвету их фермерских хозяйств в значительной степени способствовали исключительно плодородные чернозёмные почвы юго-восточной Европы.
   Следовательно, самобытность культуры трипольцев не в гончарном деле, земледелии или зарождавшемся скотоводстве. Уникальность её в беспрецедентно больших для той эпохи прото-городах. Эти поселения не имели городских стен, как Иерихон, например, и потому их нельзя назвать городами в строго научном смысле. Но размеры и численность населения этих поселений-гигантов захватывает воображение. Древние города того времени по площади обычно не превышали 100 га, а население двух-трёх тысяч. Размер же поселения, обнаруженного, например, на территории современного села Тальянка возле города Черкассы в Украине, составил 450 га с населением 14 тысяч человек.
    Ещё одной и, может быть, самой удивительной чертой трипольских поселений является планировка городских улиц. Если другие города древнего мира ещё почти тысячу лет будут напоминать пчелиные соты, то, как показали раскопки и аэрофотосьёмки, в трипольских чётко просматривается радиально-концентрическая структура с незаселённой центральной площадью и широкой окружной дорогой по периферии поселения. Каждая кольцевая улица состояла из очень плотного ряда домов, что, наверное, имело и определённое оборонительное значение.
Трипольская улица протогорода возле посёлка Майданецкое,Украина.
Возможно, в своём стремлении селиться поближе друг к другу и поплотнее трипольцы изобрели трёхэтажное жильё, чем намного опередили своё время. Как это не покажется странным, но о структуре жилища трипольцев можно многое узнать из сохранившихся детских глиняных игрушек. Каждое жильё имело жертвенник - алтарь в виде четырёх-лепесткового цветка. На этих алтарях часто находили женские глиняные фигурки - собрана целая их коллекция. На лоне многих из них был выбит разделённый на четыре поля ромб - знак, обозначавший в древнем мире плодородие и перемены к лучшему. Похоже, это были скульптурки почитаемой Великой Богини, рожавшей живых существ - божества, которое отождествлялось у них с образом Матери Земли, её годовыми циклами весеннего возрождения и плодородия. Интересно, что и сосуды для хранения зерна у них часто напоминали стилизованную женскую фигуру или просто материнскую грудь-кормилицу.
   Поражает ещё одно загадочное и уникальное в мировой культуре явление - каждые 50-60 лет трипольцы сжигали свои дома, но не покидали городище, а отстраивали жильё заново. Какую цель они при этом преследовали, можно только догадываться. Возможно, они пытались таким образом избежать массовых эпидемий. Странным кажется, что при таком скоплении населения у них не обнаружены кладбища в современном понимании этого слова. Найденные немногочисленные погребения свидетельствуют о том, что умерших они тоже сжигали.
   При всём достаточно высоком уровне быта, трипольцы не имели письменности, и мы никогда, наверное, не узнаем, об их социальной культуре и принципах самоуправления. Их символы, безусловно, обозначали для них какие-то совокупные понятия, но это не было даже то архаическое письмо с последовательно повторяющимся набором знаков, которое появилось в Шумерском царстве. Первая расшифрованная шумерская табличка представляла собой квитанцию о совместном владении несколькими людьми одной и той же вещью. Полушутя-полусерьёзно говорят, что зарождение письменности стимулировал бухгалтерский учёт. Если это так, то формальный обмен товаров у трипольцев существовал в самой зачаточной форме. Какая же социальная распределительная система объединяла людей, живших в таких громадных поселениях, не имевших даже оборонительных сооружений? Какова была идеология общества, в котором, кажется, не было даже воинов? Во что они верили? Кто были их боги? Солнце? Вероятнее всего. Оно присутствует везде, почти на всех рисунках в виде круга, круговых линий - в непрерывном и вечном движении!!!
   Солнце. Его символом и в современной астрономии является круг с точкой в центре - знак, пришедший к нам из доисторических эпох. Так изображали солнце во многих древних цивилизациях - круг с точкой или без неё, с крестом в круге и даже с маленькими ножками, как бы подчёркивая этим его шествие по небосклону, превращающее день в ночь.
   Философы придают огромное значение точке в центре круга, усматривая в этом знаке не только символ солнца, но и символ движения. Движение олицетворяет жизнь. Точка - ось колеса, центр, задающий порядок всему движению, не только вечному бегу солнца, но и вращению звёздного небосвода.
    Круг, в который, подобно спицам колеса, вписан крест, являтся равнозначным символом движения. Чтобы усилить видимый эффект движения и дать ему направление, окружность начали изображать не сплошной линией, а тремя или, чаще, четырьмя касательными к окружности. В мировой культуре можно видеть несколько разновидностей этого символа движения, где идея движения изображается просто и остроумно: три ноги, выходящие из одной точки и "бегущие друг за другом" (трискеле); четыре женских фигуры с развевающимися в том же направлении волосами.
Трискеле, греческая керамика ~ 400 год до н.э.
Шумерская свастика, керамика, 5-е тысячелетие до н.э.
   А как изящно идея движения передана трипольцами - три стилизованные головы птиц, повёрнутые в одну и ту же сторону!



  
   Первым прообразом этого символа жизни, символа вечного движения мира, который в славянских языках назывался "коловрат" или "солнцеврат", а во всём мире получил известность под названием "свастика", считается орнамент на найденном в неолитической стоянке на территории Украины (мезинская культура) браслете из кости мамонта, датированном 20 тысячелетием до н.э. Старейшие графические изображения свастики как знака датируются 10-15 тысячелетиями до н.э. Археологи находят этот знак в Месопотамии на берегах реки Инд на предметах 8-го тысячелетия до н.э. и на вещах только зарождавшейся в пятом тысячелетии шумерской культуры.
    Конечно, нам, детям 20 века, в котором под этим знаком было совершено столько злодеяний, он не приятен и даже ненавистен. Но... если подавить эмоции и посмотреть обьективно на этот ни в чем неповинный знак, то приходится констатировать, что во всём мире с древнейших времён он был и остаётся одним из основных символов.
    В переводе со священного языка индусов санскрита свастика (су - добро, асти - бытие) обозначает "добрую удачу". Однако и у древних индийцев, и у славян- язычников этот символ был связан с культом солнца, считался знаком солнечных божеств и назывался "солнечное колесо". У славян это был знак бога-громовержца Перуна, у буддистов он назывался "Печатью сердца Будды". Его выбивали на статуях Будды - человека, вращающего колесо времени. Представленный практически на всех континентах, кроме Австралии, этот знак с глубокой древности встречается у всех народов Евразии, в частности у кельтов, скифов, сарматов, башкиров и чувашей, в дохристианской Ирландии, в Шотландии, Исландии и Финляндии.
    Со временем свастика начинает употребляться в более широком философском смысле, как символ плодородия и возрождения. У разных народов она приобретает много разных производных значений - как символ бега времени по кругу он превращается в знак долголетия в Японии, в знак бессмертия и бесконечности в Китае. У мусульман он означает четыре стороны света и контролирует смену четырёх времен года. Первые, ещё гонимые христиане маскировали под свастикой свой крест, он был у них эмблемой Христа и символом смирения, как скрещенные в знак покорности на груди руки.
   Невозможно всё описать и даже перечислить, да мы и не задавались такой целью. Ясно одно, что с доисторических времён "солнечное колесо" воспринималось как добрый знак, знак солнца и света, как оберег и талисман, приносящий удачу, и его можно найти в прямом графическом или стилизованном виде на самых разных предметах во множестве культур, в том числе и русской - на алтарях и в росписях храмов, наличниках домов, священных сосудах, на монетах, одежде и оружии; не являются в этом ряду исключением народы Африки, индейцы Северной и Южной Америки. Подобные знаки рисовали и канадские индейцы на своих каноэ.
    После свержения самодержавия свастика (коловрат) появилась на денежных купюрах Временного правительства, и эти деньги были в обиходе вплоть до 1922 года. Говорят, что последняя российская императрица Александра Фёдоровна имела особое пристрастие к этому знаку. Она ставила его на страницах своего дневника, на поздравительных открытках и в изгнании собственноручно начертала в Ипатьевском доме - своём последнем пристанище в Екатеринбурге.
   Из всего сказанного становится совершенно очевидным, что люди с древнейших времён жили не только насущными заботами. Проблемы мироздания волновали их не меньше, чем нас. О том, как они понимали явления окружающего мира, об их абстрактном мышлении, мы можем догадываться по рисункам, сохранившимся на предметах быта, разгадывая тайный смысл их символов.
   Возникает вопрос - как случилось, что в разное время, в разных культурах появились одинаковые знаки? Похоже, что одинаковые события и явления вызывают у людей разных поколений одни и те же ассоциации, желание описать их порождает один и тот же язык символов.
   То же самое можно сказать, например, и об истории жертвоприношений. Все культуры мира пришли к обычаю - задобрить божество и получить прощение, но неоспорим тот факт, что никто их этому не учил. Или другой пример из истории человечества, когда люди в совершенно разных местах и в разное время спонтанно начинают хоронить своих умерших соплеменников в так называемой "утробной позе". Некому было научить этому неандертальцев, практиковавших этот ритуал 115 тысяч лет тому назад, да и они не могли передать свой опыт ни жителям додинастического Египта, ни ацтекам, ни другим индейским племенам Северной Америки, потому что эти культуры разнесены во времени и пространстве на недосягаемое расстояние. Вероятно, и тех и других к этому привели наблюдательность (поза плода в утробе матери) и сходные идеи возрождения к повторной жизни.
   Тот, кто когда-нибудь занимался научными исследованиями, знает, что, если твой мозг созрел для понимания чего-то нового, то можно не сомневаться, что это новое очень скоро будет доложено кем-нибудь ещё в каком-нибудь научном журнале за тридевять земель. Удивительно, но факт, что все мы мыслим одинаково, и , похоже, что наше культурное наследие во все времена формировалось параллельно в результате одновременной работы творческой мысли во всех уголках земли.
   Но вернёмся к трипольской керамике. Знак свастики в виде простого графического символа встречается на этих сосудах тоже. Но, кроме того, и это, может быть, самое главное, свастика, как символ спирали, лежит в основе большинства трипольских орнаментов, и в своём художественном воплощении идеи вращения они, кажется, превзошли всех. Свастика в символике используется также как знак космической энергии. Так называемые свастические орнаменты, в основе которых лежит коловорот, занимали важное место в культуре кельтов (кельтские мандала). Чтобы увидеть трипольские мандала, мы, как и многие другие, проецировали рисунки с сосудов на бумагу таким образом, что горловина кувшина становилась центром рисунка, а сам он разворачивался вокруг центра, как если бы вы смотрели на кувшин сверху.

  
    

  
   Из полученных рисунков стало ясно, что на горшки они переносились с уже имевшихся моделей, несущих определённую зашифрованную идею; многие рисунки были копией алтарей, которые находились в домах трипольцев. А открывшиеся нам трипольские "коловороты" фантастической сложности и красоты не только не уступают знаменитым кельтским мандала, но даже превосходят их по гармонии и передаче той вселенской энергии вращения, которая продолжает волновать через века.

  
   

  
   Тысячелетия отделяют нас от этого голоса из прошлого. Тысячелетия, полные бурных событий, великих переселений народов и великих открытий. Жизнь так изменилась на планете, что кажется общего-то у нас с ними только и осталось - что солнце да звёзды, наш разум и наши души.

Валентина Зелинская
Сергей Пятигорский
Торонто

serge@softhawkway.com
25 Апреля,2010
"Bonus #777, Апреля,2010"